Извините что большая пауза, совсем нет свободного времени.
Продолжу... Дальше будет малехо по сложней.
Ещё раз хочу подчеркнуть, не инструкцию пишу, пытаюсь дать начальное понимание, которое необходимо, чтоб действуя по инструкции, не совершать грубых ошибок.
Итак, мы привязали листик ГШ в GM. Как привязали не рассматриваю, читайте инструкции.
Что при этом произошло с растровой картинкой? Чтобы понять придется разобраться с проекцией.
Топо карты имеют вполне конкретное предназначение: ходить по азимуту, стрелять из пушек с закрытых позиций и т.п.
Главное в таких задачах, иметь равномерный масштаб карты в любом направлении по всему полю карты.
Отмерил на карте транспортиром/линейкой угол/дистанцию до оврага в котором притаился враг, навел пушку по отмеренному углу, выставил в приборе стрельбы дистанцию, получил вертикальный угол наклона ствола, Пли!
Как же удалось получить такую карту, ведь Земля круглая!
Представьте что Земля - апельсин. Нарезали апельсин от полюса до полюса вместе со шкуркой на дольки через 6 градусов, шкурку с дольки сняли и расплющили. Получилась плоская карта.
Но есть два момента:
- когда плющили, шкурка где то сжалась, где то растянулась. Поэтому масштаб всё таки немного не равномерен стал. Поэтому, если нужны карты масштабом подробнеё 200м/см, приходится нарезать дольки чаше, через 3 градуса. Чем уже долька, тем меньше местные деформации когда плющим.
- Наша карта едина как карта только в пределах 6 градусного куска. Невозможно соединить несколько шкурок в единую плоскую карту.
Такие куски шкурки апельсина называются зонами проекции Гаусса-Крюгера. В каждой зоне свои условия привязки. Поэтому сшивая листы топо карт, всегда надо работать только в одной зоне. А если надо объединить несколько зон в единую растровую карту. необходимо открыть карты из разных зон как отдельные проекты и трансформировать общий проект в проекцию не имеющую зоной разбивки.
Но это я отвлекся.
Так что с нашим листиком ГШ 500-й метровкой, как он расположен на этой раздавленной шкурке?
Наш листик имеет границы обрезанные по градусной сетке. А значит его рамка ни когда не прямоугольник.
Только когда он примыкает боковой стороной к центру зоны, примыкающая сторона -прямая. И только когда лист примыкает к экватору, его нижняя сторона прямая.
Чаще всего все 4-е стороны листа дуги!
Причем у каждого отдельного листа "дугообразность" разная, присущая ему и только ему.
Привязывая лист мы как бы "укладываем" его в индивидуальное "гнездо". А так как лист у нас сканировался вовсе с не с тем поворотом что надо, программа его развернёт, чтобы уложить правильно.
Однако, только поворот через 90 градусов позволяет сохранить оригинальное изображение. Повернутое на любой другой угол, это совсем другое изображение. Ни одна из клеточек нашего растра не останется неизменной. Всё будет построено заново.
Делать это будет GM, по каким то своим алгоритмам, которыми можно в настройках управлять. Для разных изображений, разные алгоритмы могут быть по разному полезны. Но и само наше изображение должно иметь свойства, позволяющие программе строить из одного изображения другое, хорошо.
Но опять же не будем вдаваться в тонкости привязки, считаем что привязали, наш листик лёг куда надо. И теперь мы можем посмотреть свойства нашего растра, как карты.
Выделяем слой и смотрим его метаданные.
Видим георазрешение по двум осям. Что такое георазрешение.?
Это буквально размер одной неделимой клеточки нашей карты на поверхности Земли.
Заметим, что георазрешение по осям хоть и близкое, но немного разное.
Это потому что цепочка от сканера до привязки неидеальна.
Еслиб мы заложили бумагу в сканер под абсолютно правильным углом, сам сканер не имел бы ни каких погрешностей, программе не пришлось бы поворачивать и локально растягивать/сжимать картинку для укладки в нужное место зоны. Тогда бы цифры были абсолютно равны.
В чем практический смысл георазрешения?
Во первых оно хоть и гео, оно одновременно и просто разрешение. Если увеличить эту цифру, клеточки станут больше, а изображение соответственно грубее. Буква на карте построенная из 7 клеточек хоть и плохо, но читается, а построенная из 3-х абсолютно неразборчива.
Есть ещё один момент, на который редко обращают внимание. Если на карте есть важный символ, например опасный подводный камень, даже если мы можем обозначить такой камень очень точно, нарисуем то мы его клеточками-пикселями!
Пусть для такого значка понадобится 10 пикселей, значит для данной карты, сам значёк будет иметь размер по Земле 85 метров! Так в каком конкретном месте этот камень? Ответ: он где то в зоне 85 метров +/- погрешность нашего навигатора.
Если взять другую карту, у неё будет другое георазрешение.
А что будет на выходе проекта. Или другими словами. какое георазрешение будет иметь сшивка из этих двух карт по умолчанию?
Логика программы проста, она старается ничего не ухудшить, поэтому по умолчанию сшивка выйдет с георазрешением самой подробной карты (правильней в данном случае назвать карту - слой) проекта.
Мы конечно можем вручную изменить георазрешение экспорта, но должны делать это осмысленно.
Типичный случай: есть однотипные по масштабу сканированные листы, основная часть надергана из инета. Их сканировали в разрешении 200-300 пикселей на дюйм. Такие листы будут иметь георазрешение порядка 8-12 м/пиксель Но одна/две имеют завышенное разрешение сканирования. Бывают коллекционеры сканируют даже в 600 пиксель на дюйм, что примерно будет соответствовать георазрешению 3м/пиксель.
Тут автоматика не годится. Пустив дело на самотек, мы получим карту с завышенным в три раза георазрешением, а это означает она будет в 9 раз больше по объему, чем могла бы. Кроме того, повышенное георазрешение потянет за собой тормоза просмотра в навигаторе (отдельная тема).
Имеет смысл выставить на выходе проекта какое то промежуточное георазрешение. Какое? А посмотрите на ваши листы внимательно. Какой лист кажется достаточным разборчивым, но не имеет завышенное георазрешение. Такое и поставьте для всего проекта.
Если в проекте листы принципиально разных масштабов, ориентироваться надо естественно на самые подробные масштабы. Но вообще такого смешения надо стараться избегать. Если не избечь, попытайтесь развести участки с разными масштабами на разные файл-куски одной карты.
Но это не всё. Делаем ты мы карты для Garmin! А в Garmin карта хранится в проекции Lat/Lon:
Lat/Lon проекция, в которой градусная секта равномерна, а метровая сетка, естественно неравномерна. Причём чем ближе к полюсам, тем сильнее неравномерна.
Метровая сетка не равномерна, значит георазрешение в метрах на пиксель теряет смысл.
Потому программа показывает нам георазрешение в метрах на градус.
Но это же умом не понять! Что и как выставлять?
Однако в GM есть калькулятор пересчета. Естественно это не точные цифры, потому что они усреднённые по полю карты. Но позволяют ориентироваться и осмысленно управлять георазрешением.
При трансформации нашего листика в Lat/Lon происходит очень сильная деформация. Тут уже не то, что картинка немного другая, тут всё другое, угол разворота для каждого пикселя свой, сильное сжатие.
Ничего общего с исходной картинкой.
А раз ничего общего, надо задуматься, а что станет с общим количеством пикселей?
Опять же, программа старается ничего не ухудшить по умолчанию. Поэтому там где изображение сжимается (вертикаль), она оставляет исходное количество пикселей, а там где растягивается, она увеличивает количество пикселей пропорционально растяжению.
Количество пикселей растёт, причем в северных областях такой рост идёт в разы!
В результате мы имеем в разы большие объёмы и следующие из этого другие неприятности.
Чтобы обойти этот момент, надо просто снять галочку с "всегда квадратные пиксели".
При этом количество пикселей будет близким к исходному (но не равно, т.к. есть ещё и поворот), а сжатие/растяжение буде компенсироваться формой пикселя.
Кажется в общем плане обо всём написал.
На всякий для полного понимания - про отображение карты в Garmin.
Естественный вопрос, почему пропорции карты в Lat/Lon такие, что не понять где-что, а на экране прибора видим в нормальных пропорциях?
Garmin решил эту проблему очень элегантно:
Когда карта выводится на экран, градусная сетка (невидимая сетка) разворачивается так, что экватор проходит через центр вашей карты.
Представьте, что на глобусе картинка и сетка раздельны. Вы стоите у полюса, где градусные линии сходятся в точку, так что и не различить где какая. Но если повернуть сетку так, чтобы линия экватора была у вас между ног, градусная сетка под ногами станет весьма равномерной, можно сказать почти прямоугольной.