Кругобайкальская железная дорога |
Кругобайка́льская желе́зная доро́га (КБЖД) — название, использовавшееся во время строительства (1899—1905) и первых годов эксплуатации участка Байкал — Мысовая Забайкальской железной дороги, протяжённостью 260 километров (с 1934 года участок входит в Восточно-Сибирскую железную дорогу). Административно КБЖД никогда не существовала — действовало Управление по строительству Кругобайкальской железной дороги.
В настоящий момент под КБЖД подразумевается тупиковый с 1956 года участок Байкал — Слюдянка II.
До 1949 года по всей КБЖД проходил основной ход Транссибирской магистрали, часть которого от станции Иркутск-Пассажирский до станции Слюдянка II была переведена на новопостроенный дублирующий участок дороги от Иркутска до Слюдянки напрямую через Олхинское плато. Участок Слюдянка II — Мысовая является частью Транссибирской магистрали по настоящее время.
После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка через Олхинское плато линия Иркутск — Байкал— Слюдянка потеряла былое значение. Участок от Иркутска до станции Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, в 1956 году был разобран и полностью затоплен в 1958 году водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС. Таким образом, участок Байкал — Слюдянка II стал тупиковым.
Отсчёт километров на КБЖД ведётся от станции Иркутск-Сортировочный, которая до 1934 года была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал находится на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка II — на 161-м.
Проходящий по берегу озера Байкал вдоль подножия Олхинского плато участок КБЖД от города Слюдянка до посёлка Байкал является уникальным памятником инженерного искусства.
Еще больше фото .
|
Кругобайкальская железная дорога
Идея скататься на КБЖД в прошлую субботу возникла спонтанно, просто в разговоре с супругой.
Нынче год - без отпуска. Совсем. Только выходные в личном распоряжении летом, именно поэтому в наше короткое лето их ценишь и ждёшь всю трудовую неделю...)))
Дождёшься, наездишься, "наскачишься" за два дня, а потом в понедельник на работе думаешь, что хорошо и от отдыха-бы отдыхать иногда))). Но уже поздно), а к пятнице ты снова в ритм вошёл))).
В пятницу настроили детей морально (на пешие "нагрузки"
), легли пораньше, поднялись так-же, машину собрал заранее, сели - поехали.
Маршрут лёгонький, на машине чуть более сотни км, и пешком около 20-ти. Уложиться надо было в световой день.
Доехав на машине до остановочного пункта "Переезд", я посадил своих на электричку (просто ради экзотики
), и они проехали 25 минут, и вышли на остановочном пункте "Тёмная падь", возле тоннеля. Оттуда пешим ходом 4 км спустились по тропе к Байкалу на станцию Ангасолка.
Самому тоже очень хотелось залезть в электричку, вспомнить студенческую молодость))), но на мне был автомобиль, на котором я доехал до Култука, и съехав на берег, подобрался поближе к началу КБЖД.
Хочу сразу извиниться за качество своих "телефонных" фото, если увидите кривой горизонт, или криво склеенную панораму, знайте, что автор сего "шедевра", я лично, жена к фотографии подходит гораздо серьёзнее, ниже будут и сделанные ей фото, они действительно отличаются в лучшую сторону.
Машину поставил снизу под берегом, надел лёгкий рюкзачок, еле-еле вскарабкался, цепляясь за траву, на железнодорожную терассу, и вот она КБЖД...
Дальше пошёл 7 километров пешком до Ангасолки, но в отличии от своих, по жд.
Забыл сказать, поначалу была идея проехать на машине вдоль КБЖД до 154 километра, и следы от колёс на спутниковом снимке разглядел... Но, видимо не один я такой "умный"
, просёлочную дорогу перегородил шлагбаум с огромным замком...
Оно собственно и правильно, раскатали-бы в полсезона "внедорожные любители" сей маршрут, и КБЖД, в действующем виде, сократилась-бы как минимум на пару километров.
Поначалу вдоль рельсов идёт комфортная тропинка, идти легко.
Взгляд назад, в сторону Култука, и вперёд, в сторону порта Байкал:
Идти надо было быстро. Моим до Ангасолки всего 4 км, и под горку... Ну, пусть отдохнут, подождут немного. Мне-же до неё по шпалам 7 км. Дошёл не торопясь за 1,5ч. С учетом, что периодически тропы не было, только насыпь и шпалы.
Весь маршрут получился такой:
Надо сказать, чтобы посмотреть всю красоту КБЖД, надо ее пройти ВСЮ, а там, где я пробежал, только начало, и нет таких скал и отвесных обрывов, но все-равно очень красиво, видны инженерные сооружения, созданные более века назад.
Труд людей всегда внушает уважение, но если ты видишь его результаты, которым несколько поколений, и которыми до сих пор пользуются, это наводит на неспешные размышления о бытие и смысле жизни))).
Прошел остановочный пункт 154 км.
Появились первые коротенькие арки и тоннели. Сейчас, когда дорога однопутная, они не используются, рельсы проходят рядом.
Жена с дочерью тем временем тоже шли в сторону Ангасолки, но только по лесу, вниз под горку, от остановочного пункта "Темная падь".
Попутно снимали лесные красоты.
Наконец показалась Ангасолка, где мы и встретились.
Прогулялись ещё дальше в сторону порта Байкал, чтобы посмотреть тоннели побольше.
Вот такой красавец попался на жд насыпи:
И пошли назад к машине, в сторону Култука.
Дочь устала с непривычки, и приходилось все-время подбадривать))).
По дороге нас догнал тепловоз с китайскими туристами. Собственно из-за их огромного количества, мы и пошли пораньше назад из Ангасолки
.
Пришли к машине, поужинали, я искупался в Байкале, взяли мороженного, и поехали домой.
P.S. Фотки все кликабельны, и привязаны к карте).